Шедевры живописи в кино

Не случайно известный теоретик кино и режиссер-авангардист Луи Деллюк называл кинематограф «ожившей живописью». Режиссеры, действительно, часто вдохновляются знаменитыми полотнами. Например, совсем недавно на широкий экран вышел фильм режиссера Уэса Андерсона «Отель «Гранд-Будапешт», в котором зрителю были представлены две картины, созданные специально для этого кино: «Мальчик с яблоком», в стиле итальянского Ренессанса, английского портретиста Майкла Тейлора и работа в духе Эгона Шиле американского художника и иллюстратора Рич Пелегрино. Дом же мадам Д полон репродукциями картин Густава Климпта, ее одежда украшена ручной росписью в стиле Климпта. Информационный портал Мир искусств подобрал пять фильмов, завоевавших сердца зрителей.

«Девушка с жемчужной сережкой»

«Код да Винчи»

«Лучшее предложение»

«Призраки Гойи»

«Транс»

Первое место в нашем списке занимает, полюбившийся российским зрителям фильм режиссера Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой» (2003). Фильм снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает свою версию создания знаменитого полотна нидерландского художника Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Картина написана около 1665 года и хранится в музее Маурицхейс. Ее часто называют северной или голландской Моной Лизой. Это картина-загадка, так как о ней известно очень мало. Мы не знаем, писал ли Вермеер портрет на заказ, или это портрет его дочери Марии, или служанки? Как раз последнюю версию и обыгрывают Шевалье и Уэббер. В 1665 году в дом художника устраивается на место служанки шестнадцатилетняя Гриет (Скарлетт Йоханссон), постепенно она привлекает внимание Вермеера (Колин Ферт) не только своей юностью и чистотой, но и умением чувствовать живопись. Однажды он просит девушку надеть жемчужные серьги и позировать ему для его новой работы. Этот фильм не только о создании шедевра, но и о любви.

О портрете. Портрет интригует зрителя своей необычностью, художник стремился запечатлеть девушку в движении. Она как бы вполоборота устремляет свой необыкновенный взгляд на зрителя. Вермеер акцентирует внимание на сережке девушки, причем эта сережка встречается и на других полотнах художника, например, «Госпожа и служанка», «Женщина с лютней», «Портрет молодой девушки» и др. Блеск сережки отражается в глазах девушки, на ее губах. Интересна и одежда героини портрета. На голове девушки тюрбан, символ турецкой веры. Такие экзотические элементы стали использовать в Европе с XV века. Вермеер использует две ткани, первая – ярко синего цвета, плотно облегает голову девушки, вторая – желтого цвета, мягко ниспадает и таким образом подчеркивает поворот головы героини. Платье девушки желтого цвета, а воротничок белоснежный, что подчеркивает контраст изображенного. Картину относят к жанру, называемому в Голландии XVII века «tronie». В этом жанре изображали не полноценный портрет, а только голову человека. Главное в этом жанре – необычность одежды и загадочность лица, главное, чтобы зритель задумался о мыслях и чувствах человека. В 1994 году картину реставрировали, вернув ей цвет и изящество взгляда девушки.

Девушка с жемчужной сережкой. Вермеер Скарлетт Йоханссон

Второе место в нашем рейтинге занимает фильм режиссера Рона Ховарда «Код да Винчи» (2006) по одноименному бестселлеру американского писателя Дэна Брауна. По сюжету доктор Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс), профессор религиозной символики Гарвардского университета, должен распутать дело об убийстве куратора Лувра Жака Соньера. Тело Соньера было найдено в Лувре обнаженным и расположенным так же, как на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». Зашифрованная на теле Соньера надпись указывает на то, что разгадку надо искать в работах Леонардо да Винчи. В это же время Ленгдон встречает Софию Неве (Одри Тоту). И им предстоит вдвоем разгадать множество тайн…

Итак, три картины в фильме играют роль ключей.

Первый шедевр Леонардо да Винчи – «Мадонна в скалах» (1483-1486), хранится в Лувре.

На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Нежная сцена контрастирует с фоном картины. В книге Брауна своя трактовка шедевра – ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю. На заднем фоне – отвесные скалы. Из-за них картина и получила свое название.

Мадонна в скалах Леонардо да Винчи

Второй шедевр Леонардо да Винчи – загадочная и прекрасная «Мона Лиза», или «Джоконда» (1503-1519). Каких только версий не существует о том, кто же изображен на этой картине! Или это портрет госпожи Лизы Джокондо, или Чечилии Галлерани (модель другого портрета Леонардо – «Дама с горностаем»), или это просто идеальный женщина, или вообще не женщина, а, возможно, автопортрет самого да Винчи. Версий множество, но очевидно, что секрет Моны Лизы, сводящей зрителей с ума вот уже несколько сотен лет не открыт, в отличие от «кода да Винчи» в кинокартине.

Ясно одно – Мона Лиза – один из лучших образцов портретного жанра эпохи итальянского Высокого Ренессанса.

Мона Лиза. Леонардо да Винчи

Третий шедевр Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря» (1495-1498). Фреска изображает сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Официально считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его, и реакция каждого из них. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, в первую очередь, на него. Роспись содержит отсылки к числу три: апостолы сидят группами по три человека, позади Иисуса три окна, контуры фигуры Христа напоминают треугольник. Свет на картине исходит не от нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна слева. Во многих местах картины проходит золотое сечение, например, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки.

В фильме «Код да Винчи» дается другая трактовка изображению фрески. Герои предполагают, что слева от Иисуса изображена Мария Магдалина.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Вообще же, искусствоведы и работники Лувра отнеслись к книге Дэна Брауна и, соответственно, к фильму неоднозначно. Например, представители Лувра назвали «версию» Брауна «натянутой», а эффект, вызванный книгой – пародией на историю искусств.

В любом случае, и книга, и картина привлекли внимание обывателей к шедеврам Леонардо да Винчи и к Лувру.

Третий фильм в нашем рейтинге – «Лучшее предложение» (2013), режиссер Джузеппе Торнаторе. Авантюрный саспенс-триллер с увлекательным сюжетом о том «как обмануть обманщика». Пожилой аукционист, коллекционер шедевров живописи, вечно одинокий Верджил Олдман (Джеффри Раш) получает заказ на оценку старинных вещей от таинственной клиентки по имени Клэр (Сильвия Хукс), которая больна агорафобией и за последние двенадцать лет ни разу не выходила из дома. Олдман соглашается на оценку вещей и в процессе работы находит множество загадочных механизмов, разбросанных по всему дому… История с неожиданной развязкой, рассказ о человеческом одиночестве, о вечных ценностях жизни, о любви, о предательстве и, конечно, о времени. А главный герой – типичный «человек в футляре», закрытый от внешнего мира, не имеющий друзей, семьи, живущий только среди своих картин. Да и сама комната, в которой хранятся шедевры, похожа на некий «футляр», который герой прячет от чужих недоброжелательных глаз, и в котором прячется сам от окружающего мира.

В картине присутствует огромное количество шедевров. Это, например, «Рождение Венеры» (1879) Уильяма-Адольфа Бугро. Среди женских портретов в его коллекции есть «Портрет молодой женщины (La Fornarina)» (ок. 1519) и «Портрет молодой женщины (La Muta)» (1507) Рафаэля, «La Bella» (Красавица) (1536) Тициана, «Портрет Элеоноры Толедской» (1560) и «Портрет Лукреции Панчатики» (1541) Аньоло Бронзино, «Портрет Катерины Сфорца» (ок. 1490) Лоренцо ди Креди, «Цыганка» Бокаччо Бокаччино, «Портрет девушки с книгой стихов Петрарки» (ок. 1528) Андреа дель Сарто, «Портрет Бьянки Капелло» (ок. 1572) Алессандро Аллори, «Портрет Элисбет Тухер» (1499) Альбрехта Дюрера, и «Жанна Самари в декольте (La Reverie)» (1877) Пьера Огюста Ренуара. Есть также работы Лукаса Кранаха ст., Питера Пауля Рубенса, Франсиско Гойи, Элизабет Виже-Лебрен, Данте Габриэль Россетти, Амедео Модильяни, Моргана Уэйстлинга и многих других.

Лучшее предложение

В кинокартине восстанавливают «Портрет молодой девушки» (ок.1470) нидерландского художника Петруса Кристуса. Удивительно, но только в XX веке этот великолепный портрет был признан шедевром, и о нем заговорили как о «жемчуге на черном бархате» и начали вспоминать Вермеера. Несмотря на то, что на портрете изображена еще девочка, мы понимаем по ее взгляду, что она из аристократической семьи, при этом, возможно, избалована родителями, об этом свидетельствуют ее губки. В портрете мы можем увидеть следы готической эстетики: высокий лоб, аскетичный фон, одежда. Кстати, искусствоведы полагают, что девушка на портрете одета по французской моде 1460-х годов. Девочка похожа на куклу. Считается, что это портрет девочки из семейства Тальбот. Предполагают, что это одна из внучек знаменитого Джона Тальбота, 1-го графа Шрусбери, героя Столетней войны, либо Анна, либо Маргарет.

Портрет молодой девушки. Пертус Кристус Лучшее предложение. Портрет молодой девушки

Четвертое место в рейтинге, бесспорно, занимает кинокартина «Призраки Гойи» (2006) режиссера Милоша Формана. На первый взгляд может показаться, что фильм о величайшем испанском художнике – Франсиско Гойя. Но это только на первый взгляд. На самом деле основная идея фильма заключена в другом. Нам показаны «призраки» человеческой души, противопоставление добра и зла, преданности и предательства, добродетели и порока. Герои фильма – одиночки, они «лишние люди» не только для той эпохи, но для всех эпох вместе взятых. Гойя (Стеллан Скарсгаард) в фильме лишь своеобразный «фон» или «глаза» событий. Кино производит на зрителя сильное впечатление. Это кино о гуманизме. На экране мы видим мастерскую художника, его работу над знаменитыми гравюрами, процесс создания портрета купеческой дочери Инес (Натали Портман) (которую обвинят в том, что она не христианка), работу над портретом фанатичного священника Лоренцо (Хавьер Бардем) (который перейдет на сторону французов), позже портрет священника символично сожгут на площади. Гойя также работает над картиной «Королева Мария-Луиза на лошади» (1799).

Через пятнадцать лет после начала описываемых событий, Гойя оказывается в эпицентре исторических переворотов. Великий художник теряет слух, но благодарит бога за то, что он не лишил его глаз, и Гойя может запечатлеть то, что видит. Еще три шедевра появляются в сцене, когда брат Лоренцо и брат Наполеона Жозеф, а ныне – король Испании, подбирают для Наполеона картины в его коллекцию. Первая картина, которую видит зритель – «Сад земных наслаждений» (1500 – 1510) нидерландского художника Еруна Антонисона ван Акена, более известного как Иероним Босхе. Центральная тема картины о грехе сладострастия. Вообще, толкований картины очень много, но какого-то единого мнения не существует. Возможно, не случайно именно эта работа была представлена зрителям первой: она отсылает к воспоминаниям о сценах насилия брата Лоренцо над Инес, когда девушка уже находилась в заключении.

Сад земных наслаждений

Вторая картина – «Семья короля Карла IV» (1800) Франсиско Гойя. Эта работа снова отправляет зрителя в прошлое. Напоминает о королевской семье и испанском художнике до того момента, как он потерял зрение, до эпохи перемен.

Гойя Портрет семьи Карла IV

Третья картина – «Менины (Фрейлины)» (1656), испанский художник Диего Родригес де Сильва Веласкес. Еще одно название картины – «Семья Филиппа VI». На картине изображено ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде, художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны. Их отражения видны в зеркале, которое висит на дальней стене ателье. В центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая видимо только что вошла в ателье со своей свитой. Филипп IV представляет собой пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей семьи. Это привело к инцесту внутри семьи, его единственный сын Карл II родился инвалидом. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за испанское наследство, которая привела к власти Бурбонов. Возможно, эту картину режиссер не случайно показывает в фильме третьей. Здесь – с одной стороны, намек на крах, смену власти, с другой — жизнерадостная инфанта – символ будущего.

Менины Веласкес

В целом, хочется подчеркнуть, что Милош Форман подошел к произведениям Гойи основательно, каждая картина художника показана как символ времени, событий, «призраков» людей, пороков. Примечательны титры кинокартины, которые обязательно надо досматривать до конца. Начинаются они с показа производящих страшное впечатление на сознание зрителя фрагментов «черных» картин Франсиско Гойи. Названы они были так за свой мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Они написаны на религиозные или даже мифологические сюжеты, но большей частью это порождение фантазии художника. Ничего подобного в то время не создавалось. Зритель видит фрагменты из картин «Фестиваль в Сан-Индире», «Сатурн, пожирающий своего сына» (1819-1823), «Антронос или судьба» (1819 – 1823), «Фантастические видения или Асмодей» (1819 – 1823), «Два старика или старик и монарх» (1819 – 1823), «Поединок на дубинах» (1819 – 1823), «Шабаш ведьм» (1819 – 1823), «Кузнечный горн» (до 1819). Затем в титрах зритель видит картины несколько другого плана. Это, например, «Марионетка» (1791 – 1792). Возможно, режиссер хочет показать нам не только порочные и ужасные стороны человеческого подсознания, но и фарс жизни, то, что мы не всегда вольны принимать какие-то решения, может быть, решения принимают за нас. Затем зрителю показывают картины, на которых изображены люди – дети, женщины, мужчины. Показана и еще одна картина из «черных» работ мастера, наводящая на «темные» мысли. Это знаменитый «Пес» (1819 – 1823). На картине изображена собака, засыпанная песком. Символика очевидна – ничто не вечно под луной. Последний штрих титров – «Автопортрет» (до 1815).

Автопортрет

Итак, кино стоит посмотреть. Оно ставит много вечных вопросов, показывает жизнь такой, какая она есть: со своими грехами, ужасами, несправедливостями, добродетелями. Призраки Гойи – это человеческие души, которые заключены в «кукольные» тела, которыми к их несчастью часто управляют кукловоды.

Пятое место в рейтинге занял детективный триллер «Транс» (2013) режиссера Дэнни Бойла по сценарию Джо Эхирна и Джона Ходжа, ремейк одноименного телефильма 2001 года. Сюжет фильма кажется простым: сотрудник аукционного дома Саймон (Джеймс Макэвой) вместе с сообщниками организовывает похищение картины Франсиско Гойя «Ведьмы в воздухе» (1798). Но во время операции получает травму головы и зарабатывает амнезию. Он забывает о том, куда положил картину. Бандиты решают нанять гипнотизера Элизабет (Розарио Доусон), которая сможет помочь восстановить память. Но не все так просто в этой истории…

Тема пропавших картин проходит канвой через весь фильм. Он начинается с демонстрации пропавшей картины Рембрандта «Христос во время шторма на Галилейском море» (1633). Морской пейзаж был украден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске. Саймон говорит: «Рембрандт на картине. Он в эпицентре шторма, смотрит прямо на нас. Но пока мы его не видим, так как картина была украдена. Многие картины были украдены и до сих пор не найдены».

Во время одного из гипнотических сеансов Саймон с незнакомой симпатичной девушкой, блуждая по просторам своего подсознания, забредает в какой-то дом, где выставлены некоторые из пропавших картин, включая и Рембрандта. В его подсознании эти картины оказались в месте, они в безопасности.

Рембранд Шторм на Галилейском море

В другой сцене фильма, Саймон с Элизабет дома, герой размышляет о роли Гойи в искусстве: «В Сикстинской капелле много плоти, но ни одного волоска. Волосы напоминают нам о нашей биологии, о нашем происхождении. Но без них все идеально и чисто. Но искусство развивается. Знаешь, это все Гойя виноват. «Маха обнаженная». После нее всегда есть волосы. Да, это она. Это современное искусство». Позже он накидывает на себя плед и пытается «напасть» на Элизабет. И говорит: «Это Гойя. «Ведьмы в воздухе». Я на тебя нападу».

Правда, в итоге получилось совсем иначе. И ему не удалось «напасть» на Элизабет. Скорее наоборот…

Не случайно выбрана для похищения картина «Ведьмы в воздухе». Гойя показывал не только реальный мир, но и человеческое подсознание, сны, кошмары. На этой работе изображен человек, который бежит, закрыв голову покрывалом. Чем-то он напоминает и главного героя, который пытается убежать от своих мыслей и страхов.

Гойя Ведьмы в воздухе

КСТАТИ

Мы осветили лишь несколько кинокартин, в которых присутствуют шедевры живописи. На самом деле их, конечно, намного больше. Вспомним, чудесный фильм Вуди Аллена «Полночь в Париже» (2011), где есть сцена, в которой знаменитый испанец Пабло Пикассо работает над своей картиной «Купальщицы 4» (1928).

Пабло Пакассо. Купальщицы

Картины часто вдохновляют режиссеров. Есть фильмы, которые напоминают живопись, и в создании которых принимали участие великие мастера. Например, в фильме Альфреда Хичкока «Завороженный» (1945) сцена сна была поставлена гением сюрреализма Сальвадором Дали. Сцена сна – сама по себе как своеобразное ожившее полотно художника.

Алина ЕРШОВА

Источник: Шедевры живописи в кино

Обязательно к прочтению!!!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.

Добавить комментарий