ТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВВЕДЕНИЕ

Американский философ и педагог Джон Дьюи однажды сказал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». И это – правда, чем чаще мы прибегаем к стандартным, не интересным, утратившим свою актуальность методам преподавания (особенно это касается урока физической культуры), тем реже ученики посещают уроки, или, если и делают это, то, мотивируясь только отметками, но результат от этого не велика.

   Актуальностью данной статьи является то, что в старших классах общеобразовательной школы учащиеся, в большинстве своем, пренебрегают уроками физической культуры или же относятся к ним, как чему – то необязательному, и это факт. Для них в этом возрасте подготовка к экзаменам, а, соответственно, и относящиеся к ним предметы, заметно превалируют над всеми остальными. Мы рассмотрим проблему актуализации физической культуры среди учащихся 10 – 11 классов.

   Цель данной статьи — определение, разработка и моделирование методов и средств образовательного процесса, путем модернизации спортивных дисциплин, с помощью тематических мероприятий на уроках физической культуры для возрождения у детей старшего школьного возраста былого интереса к занятиям.

   Задачи:

1) изучить психологию детей старшего школьного возраста, обращая внимание на дифференциацию по половому признаку;

2) определить методы и средства урока, направленные на расширение творческого потенциала учащихся;

3) предложить возможные варианты тематического моделирования уроков физической культуры, направленных на развитие физических и индивидуальных качеств за счёт творческой организации учебного процесса.

Для исследования использовались методы: операции (анализ, сравнение, обобщение), действия (постановка проблемы, ее актуализация), эмпирический (наблюдение, сравнение).

   Научная новизна заключается в модернизации спортивных дисциплин на уроке физической культуры, посредством тематического моделирования.

Для начала, рассмотрим психологические особенности детей старшего школьного возраста. Из методических пособий В.И. Ляха,  и учебников по психологии нам уже известно, что юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Но, как показывает практика, помимо вышеперечисленных компонентов, детям старшего школьного возраста характерны «вспышки ностальгии по детству», и речь идет не о зависимости от учителей или родителей, а о банальном осознании своей взрослости и состоятельности, т.е. невозможности быть беспечным. Поэтому, дети 10 – 11 классов активно включаются в любой процесс, подразумевающий возможность творческой реализации (новогодние сценки, спектакли, постановки и т.д.), особенно хорошо это работает, если в мероприятии прослеживается юмористическая жилка. Дети юношеского возраста, в отличие от подростков, не боятся показаться смешными, они, таким образом, привлекают к себе внимание аудитории (естественно, речь идет не о каждом втором ребенке, следует учитывать психологическое состояние, роль в коллективе, окружение и интересы).

Важным звеном в учебном процессе является воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств у старшеклассников, создание микроклимата в классе и нормальных условий для проведения занятий и тренировок с учетом индивидуальных особенностей характера юношей и девушек. Стоит помнить и о том, что в старшем школьном возрасте дифференциация занятий для юношей и девушек обязательна, в лучшем случае – разделение спортивных дисциплин, в худшем – в содержании или дозировке упражнений. Например, с юношами следует предусматривать занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках, т.к. им предстоит служба в армии. Девушкам же следует организовывать занятия с музыкальным сопровождением, упражнениями на основе пилатеса и аэробики.

Опираясь на психологические особенности старшего школьного возраста, а также стандартную программу по физической культуре В.И. Ляха, мы предлагаем метод проведения уроков: тематическое моделирование.

Тематическое моделирование заключается в организации физкультурно – образовательного процесса методом проведения урока сценически — постановочной деятельностью.

В тематическом моделировании раскрываются такие способности, как:

— необычное использование предметов (развитие дивергентного мышления,  что предшествует критическому, способствует логическому);

— умение быстро подстраиваться под ситуацию или умело из нее выходить.

Помимо вышеперечисленного преимуществом данного метода является следующее:

— у каждого ученика на уроке будет своя роль (задача) ® каждый реализует себя в отведенной сфере деятельности ® ребенок, так или иначе, вовлечен в физкультурно – образовательный процесс.

Рассмотрим пример: организация уроков баскетбола в преддверии праздника «Halloween».  Тема строится на самом празднике и подводится под изучаемый материал. То есть, структура урока будет следующей:

— подготовительная часть (разминка, желательно в форме танца, т.к. на ее проведение тратится меньше времени, а результат – подготовка организма к основной части – остается неизменным. Стоит заметить, что при такой разминке у детей наблюдается проявление положительных эмоций, следовательно, упражнения выполняются с большим желанием);

— основная часть – игра. Объяснение новых правил, к примеру, помимо получения очков за забитые мячи, дополнительные баллы команде за «сбор тыковок» на стороне соперника. Появляются новые персонажи: нападающие – демоны (могут совершать пробежку на поле соперника), защитники – мумии (могут пускать на нападающих сглаз, т.е. при касании к определенной части тела, к примеру, левой ноги – заставляют нападающего стоять неподвижно 10 – 15 с.), центровые – орки (могут «снимать сглаз» с нападающих, при забивании мяча орком, очки удваиваются).

Лучше всего, предоставить учащимся костюмы или же обойтись атрибутикой (демоны – крылья, мумии – накидки, орки – дождевики). Создание костюмов и образов в целом нужно обговаривать с учениками, и делить среди них обязанности, раскрывая тем самым, их творческий потенциал. Игру нужно сопровождать музыкой, желательно по тематике праздника, таким образом, достигая эффекта погружения в атмосферу.

Тематическое моделирование предусматривает большую область деятельности не только для играющих, но и тех, кто, по определенным причинам, не может принимать активного участия в игре – эти ребята следят за выполнением новых правил, считают очки, контролируют время включения сигнального гонга, анализируют поведение учащихся на площадке в соответствии с их образами.

— заключительную часть лучше связать с умственной деятельностью, к примеру, ребусы на повторение баскетбольных фактов или же хеллоуинских терминов, так ребята смогут не только закрепить ранее изученный материал, но и ближе познакомиться с культурой праздника. Хорошо подойдет игра «Вызов нечисти» (вызов номеров) в парах. Каждая пара из каждой колонны носит определенное звание: русалки, вампиры, ведьмы, фантомы и т.д.

Данный способ, в представленной выше форме, был опробирован на практике (среди студентов колледжа) и, в принципе, подтвердил теорию о том, что учащиеся юношеского возраста активно включаются в любой процесс, подразумевающий возможность творческой реализации (технологическая карта – приложение)

Этот процесс можно подстроить под любую спортивную дисциплину, будь то легкая атлетика, гимнастика или лыжные гонки. Лучше ставить тему на две недели, если сократить до урока или недели – учащиеся быстро перегорят и оставят процесс подготовки на учителя за неимением идей, если же растянуть – тема перестанет быть актуальной и учащиеся потеряют к ней интерес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя психологию детей старшего школьного возраста, мы определили примерные методы и средства, способствующие расширению творческого потенциала учащихся, и предложили пример тематического моделирования на урок (прикрепляя технологическую карту).

Тематическое моделирование подходит для учащихся любого возраста, но наиболее актуальным оно будет именно 10 – 11 классах, т.к. в эти годы идет, преимущественно, процесс повторения и совершенствования ранее изученного материала, а данный метод проведения позволяет разнообразить наскучившие за предыдущие годы дисциплины, повышая тем самым интерес к уроку физической культуры.

 

Библиографический список

  1. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; Пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик.. — СПб.: Питер, 2012. — 816 c. (дата обращения: 24.10.2020);
  2. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. — М.: Академия, 2008. — 336 c. (дата обращения: 24.10.2020);
  3. Моделирование на уроках в старшей школе. Модели, разработки уроков, практические задания, проектная деятельность. — М.: Глобус, Панорама, 2017. — 144 c. (дата обращения: 24.10.2020);
  4. Максачук, Екатерина Павловна Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Максачук Екатерина Павловна. — М.: Спутник+, 2016. — 495 c. (дата обращения: 24.10.2020).

 

Приложение 1.

Технологическая карта урока физической культуры для 10 класса по разделу спортивные игры.

 «Тема: Игровое моделирование на уроках баскетбола».

Подготовили: Худякова Екатерина, Шестаков Дмитрий, Мехтиева Кристина

Студенты 341 группы ГБПОУ «Колледж олимпийского резерва Пермского края»

Дата проведения: 21.10.2020

Цели деятельности учителя Формирование универсальных учебных действий, посредством внедрения в игру тематического моделирования
Задачи 1)      Обучить новой игре в баскетболе;

2)      Развить сенсорно-чувствительные качества;

3)      Воспитывать способность работать в команде.

Тип урока Комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся:играть по новым правилам баскетбола

Получат возможность научиться: находить отличительные особенности в выполнении упражнений другими учениками

Метапредметные:

Регулятивные: овладеют способностью оценивать свои достижения, контролировать свои действия.

Коммуникативные: сформируют навык взаимодействия друг с другом и с педагогом.

Познавательные: овладеют способностью контролировать, понимать, анализировать и оценивать свои действия.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных условиях и ситуациях, развитие таких качеств как упорство, терпение, трудолюбие и т.д.

Методы и формы обучения Объяснение, показ, метод упражнения; форма организации: фронтальная
Образовательные ресурсы Мячи, аудио, костюмы, специальные предметы для новой игры

 

 

 

Этап урока Время

мин

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

Личностные
УУД
Учебные действия Получаемый результат Учебные действия Получаемый результат Учебные действия Получаемый результат Учебные действия Получаемый результат
Подготовительная часть
Организационно – мотивационный.

 

Подготовка организма к основной части

10 Построение. Тема урока.

 

 

 

Разминка в шаге:

По ходу движения каждый учащийся берёт мяч

1) На носках, круговые движения мячом вокруг головы (половина круга);

2) На пятках, мяч за шею, отпускаем, ловим на уровне поясничного отдела (1 круг);

3) Перекат с пятки на носок, короткое перебрасывание мяча из руки в руку, работа пальцев (половина круга);

4) На внешней стороне стопы, резкие удары по мячу, работа пальцев (половина круга);

5) Перевод мяча под ногой на каждый шаг (половина круга)

В беге:

1) Ведение правой рукой (половина круга);

2) Ведение левой рукой (половина круга);

3) По свистку остановка двумя шагами и стойка «тройная угроза» (половина круга);

Методические указания.

Перестроение

 

ОРУ на месте (танец под «Не детское время)

Приложение 1.

Слушают новую тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с новой формой ведения разминки

Умение анализировать информацию и строить предположения полученную тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пополнение знаний новыми формами упражнений

Слушают учителя, задают вопросы (если возникают)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения слышать и понимать собеседника, правильно формулировать вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строятся в шеренгу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают музыку, подстраиваются под ритм

Умение организованно выполнять задание учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование чувства такта

Строятся в шеренгу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слышат музыку, мотивируются, танцуют

Умение держать дисциплину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественное выполнение упражнений в танце

 

Основная часть
 

Объяснение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой

25 Объяснение правил тематической игры в баскетбол. Стандартные правила со следующими нюансами:

— игра в два периода, по 4 минуты.

— в каждой команде по 7 человек;

— играющие в костюмах по тематике «Halloween»;

— нападающие (демоны, в команде их 3) могут совершать пробежку на поле соперника;

— защитники (мумии, в команде их 3). Одному из них на период выдается  7 стоп – листов, которыми можно задержать соперника, осалив его на 10с. Соперник не имеет права двигаться, пока не истечет время, после, он отдает стоп – лист судье;

— центральные (орки, в команде 1).Могут спасать от осаливания демонов. При попадании в кольцо их очки удваиваются (пример: забил трехочковый – получил 6);

—  помимо забивания мячей в кольцо, команды могут собирать тыковки на поле соперника (за каждую собранную тыковку +1 очко), но не все так просто, «мумии» должны их защищать. Тыковки сдаются одному из судей в конце игры;

— при выполнении штрафного броска команда соперника должна  кричать и топать, а команда пробивающего подбадривать громко.

 

Игра.

Методические указания

Узнают новые правила игры Умение анализировать, выявлять причинно – следственные связи  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают наилучшие варианты защиты и нападения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддерживают товарища, стараясь абстрагировать его от науськиваний соперника

 

Стараются не обращать внимание на посторонние звуки, прислушиваются к соратникам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение договариваться, находить компромисс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение найти подходящие слова поддержки в стрессовой ситуации

 

 

Умение фильтровать ненужную, мешающую информацию, искусственно делая ее фоном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пользуются новыми правилами для более эффективной атаки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стараются охватить большую область деятельности при защите

 

Стараются схватить как можно больше очков при нападении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стараются выполнить штрафной бросок при высоком уровне шума

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение по максимуму использовать предоставленные условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение рассеивать внимание

 

 

 

 

 

 

Умение грамотно спланировать свои действия и предугадать действия соперника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение сосредотачиваться на нужном объекте в стрессовой ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют в костюмах на определенных ролях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасают друг друга от осаливания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческого мышления, включение воображения в процесс игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимание эффективности взаимовыручки при коллективной работе

Заключительная часть
Восстановление организма.

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

10 Игра «Вызов нечисти».

Приложение 2

 

 

 

 

 

Построение, подведение итогов.

Слушают правила игры Умение анализирован, обобщать и структурировать полученную информацию Решают ребусы в парах (тройках) Умение работать в команде Соблюдают правила Понимание важности проявления уважения к сопернику

 

Приложение 1.

1.Ходьба на месте;

2.Руки сверху вниз по дуге вскидывающими движениями;

  1. Руки вверх, махи в стороны, с приставными шагами вправо – влево;
  2. Полуприсед шагом вправо – влево, подъем согнутых в локтевых суставах рук, предплечьями вниз;
  3. Прыжки на месте с поворотом таза вправо – влево в присед;
  4. Выпрыгивания из приседа вверх ноги, руки в стороны;
  5. Ходьба на месте, руки дугами наружу вверх;
  6. Прыжки на месте, махи ладонями внутрь;
  7. Ходьба на месте, руки дугами наружу вверх, вниз;
  8. «Часы» правой левой рукой;
  9. Руки за спину, присед с выносом на носок правой – левой ноги с наклоном;
  10. То же самое с выносом рук вправо — влево;
  11. Руки вперед – в стороны, махи правой к левой, левой к правой;
  12. И.п. то же самое, махи коленями к локтям;

15.Круговые движения прямыми руками вдоль продольной оси тела вправо влево, приставные шаги с тем же направлением, соответственно;

  1. Руки за спину, попеременные шаги вперед в сторону и назад;
  2. И.п. то же самое, выпад вперед, приседания правой – левой;
  3. Поворот прыжком вправо прыжки сменно правой, левой ногой;
  4. Поворот кругом, то же самое;
  5. Прыжок с поворотом влево, пружинчатые движения ногами, круговые движения попеременно прямыми руками назад;
  6. «Часы»;
  7. Руки за спину, присед с выносом на носок правой – левой ноги с наклоном;
  8. То же самое с выносом рук вправо — влево;
  9. Руки вперед – в стороны, махи правой к левой, левой к правой;
  10. И.п. то же самое, махи коленями к локтям;
  11. Руки согнуты в локтевых суставах, круговые движения туловищем вправо – влево, с одновременным поворотом вправо – влево переступанием, хлопок;
  12. Руки к плечам, приседания с махами рук вниз – вверх;
  13. Руки вверх, повороты на месте переступанием вправо – влево, после каждого оборота хлопок с прыжком вверх;
  14. И.п. то же самое, маховые движения рук вправо – влево.

 

Приложение 2

Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда строится в колонну по двое (трое, если нечетное количество) напротив своего ватмана. Каждой паре (тройке) в колонне дается наименование нечисти, например: мумии, гномы, вампиры и т.д. Вызванная пара (тройка) из каждой команды, бежит к  своему ватману и разгадывает ребус (на тематику хеллоуина или баскетбола), возвращается слева от колонны и встает в конце. Так продолжается, пока все ребусы не будут разгаданы. Проигравшая команда (если таковая будет) становится в шеренгу и поочередно воет.

Обязательно к прочтению!!!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.

Добавить комментарий