ПЯТИКЛАССНИК — КТО ОН?

Продолжая нашу рубрику о школьной мотивации, сегодня мы поговорим о пятиклассниках. Ведь для них переход из начальной школы в среднее звено определенно важный момент. Какие «плюсы» несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он «скатился» на тройки и его ничего не волнует. Волнует, и еще как! Но действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно впервые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться пред друзьями. Зацикленость на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанное с двойками, в большинстве случаев приводят к отчуждению подростка и лишь ухудшают ваши взаимоотношения.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют, например, курить, у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь вместе подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Причины низкой школьной адаптации:

—         трудности, связанные с учебной деятельности (новые предметы, новые учителя, новые требования учителей).

—         «разноголосица» требований учителей;

—         большой объем домашнего задания;

—         непринятие, конфликтные отношения с учителем;

—         дополнительные нагрузки (секции, кружки, факультативы);

—         собственная лень;

—         неблагополучная атмосфера дома;

—         возрастные особенности;

—         состояние здоровья;

—         сложные взаимоотношения со сверстниками и одноклассниками;

—         возрастные особенности интерес к противоположному полу;

 

Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с учащимися с низким уровнем учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
  • Уверенность в себе;
  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
  • Потребность и возможность в самовыражении,
  • Принятие и одобрение значимыми людьми;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Потребность в социальном признании;
  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей ( особенно в семье);

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Например, конфликтующим сторонам предложить одно дело, поручение, деятельность; проведение тренинговых занятий на сплочение коллектива; разбор конкретных конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить памятку «Формирование и поддержка учебной мотивации детей»

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ (по адаптации)

  1. Найдите способ заинтересовать ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость. Процесс обучения может проходить успешно, только если ребенок получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Часто можно наблюдать следующую картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, просто кричат на него
  2. 2. Контролируйте выполнение домашних заданий, а не просиживайте с ребенком долгие часы, призывая выполнить то, что задано.
  3. Не надо кричать на него, не надо угрожать: попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное — нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь.
  4. Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело
  5. Если ваш ребенок не умеет мыслить самостоятельно, значит, вы его этому не научили.
  6. 6. Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанньw приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.

Обязательно к прочтению!!!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.

Добавить комментарий