Статья на тему «КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

  1. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Зайнагутдинова Э.Р.
Томилина Е.А.
Бузмакова А.В.

Студентки ГБПОУ “Колледжа олимпийского резерва Пермского края”

Россия, г. Пермь

zaynagutdinova2001@mail.ru

Аннотация. Статья раскрывает современные технологии обучения детей с задержкой психического развития, которые являются актуальными в сфере физической культуры, так как помогают успешно решать специфические задачи, используя комплекс методов и методических приёмов, которые имеют взаимосвязь между собой. Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогут внедрить современные образовательные технологии в учебный процесс детей с задержкой психического развития на уроках физической.

         Ключевые слова: коррекция, задержка психического развития, физическая культура.

Ведение. В современном мире каждый год увеличивается число детей с задержкой психического развития. И этот факт не оставляет в покое ученых они подбирают новые способы коррекции для детей с таким отклонением.
Статья посвящена анализу, исследования психофизического состояния учащихся старших классов с задержкой психического развития средствами физической культуры в работе рассматриваются как с теоретических позиций, так и на основе исследования российских ученых.
Многие ученые на протяжении нескольких лет проводят исследование в течение всего учебного года на уроках физической культуры. Подбирают упражнения на коррекцию согласованности движений, восприятия пространство и времени, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений, а также простой и сложной реакции на свет и звук.

Цель: анализ исследования психофизического состояния учащихся старших классов с задержкой психического развития средствами физической культуры. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую материалы по проблеме задержки психического развития у детей;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР;
3. Проанализировать исследования ученых по коррекции психофизического состояния учащихся старших классов с задержкой психического развития средствами физической культуры.

Задержка психического развития — это нарушение развития психических процессов, незрелость интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы у детей, сопровождающиеся трудностями в обучении, которые могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Важным этапов в истории изучения детей с задержкой психического развития стали исследования К.С.Лебединской и сотрудников лаборатории в 70-80-е годы. К.С.Лебединская выделила 4 вида задержки психического развития: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза.

  1. ЗПР конституционального происхождения. Это генетические предпосылки, связанные со слабостью нервных процессов. У таких детей преобладает эмоциональные и практические интересы. Внимание и психические функции становятся произвольными, если включена игровая деятельность. Упрощенно относится к чувствам других людей, не задумываются над чужими проблемами. К школе не готов в области мотивационной и эмоционально-волевой зрелости.
  2. ЗПР соматогенного происхождения. Это тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжелых соматических состояний, которые были перенесены в раннем возрасте (операции с наркозом, пороками развития сердца, малая подвижность). Дети с таким видом ЗПР малообщительны со сверстниками из-за опеки родителей, так как ограждают детей от общения из-за того что у них занижен порог межличностных отношений.
    У учащихся с ЗПР соматогенного происхождения возникают серьезные проблемы в обучении. Частые пропуски из-за болезни, незаинтересованность урока приводит к неуспевающим школьникам. Целесообразно, чтоб ребенок такого типа ЗПР учился в классе компенсирующего обучения, если такого нет, то в обычном классе, но должен соблюдаться медикаментозно-педагогический режим.
  3. ЗПР психогенного происхождения.Этот тип задержки связан с неблагоприятными условиями воспитания. ЗПР такого вида возникает в трех случаях:
    Недостаточная опека. Наиболее часто встречающий вариант в таких случаях у ребенка наблюдается психическая неустойчивость. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Также наблюдается не достаток базовых знаний для усвоения школьной программы.
    2.Гиперопека. Чаще всего у тревожных родителей. Они потакают капризам и заставляют его поступать наиболее безопасным для родителя способом. Из окружения ребенка пропадают опасные препятствия. И таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями, которые нужно приложить, чтобы реализовать.
    3.Развитие личности по невротическому типу. Наблюдется в семьях с авторитарными родителями или, где постоянное физическое насилие, грубость, агрессия к ребенку от членов семьи. У ребенка могут возникнуть навязчивость, неврозы. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которого характерна повышенная тревожность, без инициативность. Интеллектуальная сфера тоже страдает, так как ребенок боится неудач.
    Дети с таким типом ЗПР могут заполнить пробелы своих званий в обычных условиях школы, с помощью учителя и индивидуального подхода.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза. Наиболее часто встречающий вид ЗПР. Выделяют 2 группы: проявление психической неустойчивостью и психической тормозимостью.

1 группа: шумные и подвижные, например, на прогулках забираются на деревья, заборы, громко кричать, мешают играть другим детям, не соблюдают правила игры, ссорятся. Чувства обиды у них неглубокие и кратковременные.
       2 группа: проявляется несамостоятельность, нерешительность, медлительность. Привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, желают пойти домой, избегают подвижных игр. Низкие оценки и замечание могут вызвать слезы.
Дети с таким видом ЗПР нуждаются в коррекционно-педагогической поддержке в специальных коррекционных классах или школах для детей с ЗПР.

Основные причины, способствующие задержки психического развития:
1.Очаговые поражения ЦНС, которые были вызванные некоторые проблемы такие как патологии внутриутробного развития, вирусные заболевание матери вовремя беременности ,заболевание ребенка в первые три года жизни.
2.Хронические заболевания.
3. Длительное социокультурное ограничение- неблагополучная, асоциальная семья или сиротство.
4.Длительное воздействие психотравмирующих факторов, в том числе гиперопека.

Для детей с задержки психического развития характерны типичные, отличающие от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженные психические и познавательные процессы, особенности развития речи, памяти, мышлении, и, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Учитывая все выше перечисленные особенности, детям необходимо особый подход.

Компоненты, влияющие на результативность обучения двигательным навыкам детей с задержкой психического развития: мотивационный; ориентировочный; исполнительный; контрольный.  Они тесно связаны между собой и представляют процесс выполнения действия. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, насколько соблюдаются последовательность компонентов.
В становлении двигательного действия важнейшую роль играет нервная система. Для выработки двигательного действия мозг нуждается в довольном долгом упражнении. Из-за огромного избытка степеней свободы движений ребенка никакие двигательные импульсы к мышцам, как бы точно они не были, не могут сами по себе обеспечит правильного движения согласно его желанию. Изменение условий выполнения движений возможно только при включении механизма сенсорной коррекции. Чтобы испытать все ощущения, которые будут в основе изучаемого движения, и подготовить основу для сенсорной коррекции, необходимо неоднократное вычленение двигательного действия.

Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися задержкой психического развития:

1) Принципы научности и доступности обучения. Этот принцип диктует необходимость максимального учёта реальных и потенциальных возможностей учащихся. Реализация принципов научности и доступности обучения опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития», подчеркивающую ведущую роль обучения в его развитии, позволяющую выбрать оптимальную меру трудности при изложении учебного материала при обучении данной категории школьников и прогнозировать ход и результаты самого процесса обучения.

2) Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка с задержкой психического развития. Реализация этого принципа заключается в необходимости с личностным развитием ребенка осуществлять и коррекцию выявленных нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы.

3) Принцип связи обучения с жизнью. Позволяет при проектировании целей и отборе содержания обучения учитывать как положительное, так и отрицательное влияние социума, микросреды. Учитывая то обстоятельство, что многие школьники с ЗПР воспитываются в неблагоприятных семьях, имеют ограниченный запас знаний, значение этого принципа обучения для данной категории детей возрастает.

4) Принцип систематичности и последовательности. Знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, где каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, а последующее опирается на предыдущее.

5) Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения. Использование этого принципа основано на утверждении о том, что эффективность процесса усвоения знаний, умений и навыков зависти от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств.

6) Принцип деятельностного подхода. Успешная реализация этого принципа на практике основана на понимании педагогом особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР, для которых характерна низкая познавательная активность.

7) Принципы научности и доступности обучения. Принцип научности требует, чтобы содержание было строго научным, объективно отражающим состояние соответствующей отрасли научного звания, то принцип доступности диктует необходимость максимального учёта реальных и потенциальных возможностей учащихся. Реализация этого принципа опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития», позволяющую выбрать оптимальную меру трудности при изложении учебного материала при обучении данной категории школьников и прогнозировать ход и результаты самого процесса обучения.

8) Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения. Эффективность процесса усвоения знаний, умений и навыков зависит от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств. Принцип точно соотносится с принципом природосообразности, предполагающим построением процесса обучения с опорой на все анализаторы, функции и системы организма в соответствии с природными возможностями детей.

9) Принцип оперативного контроля и самоконтроля. Применение данного принципа в процессе обучения учащихся с ЗПР определяется особенностями реализации образовательной и диагностической функции контроля.

Таким образом, главной особенностью процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе является коррекционно-развивающий характер, в основе которого лежит осуществление учителем диагностико-консультативных и коррекционно-развивающий функций. Эффективность образовательного процесса обеспечивается общепедагогическими принципами, однако их совокупность имеют свою специфику, обусловленную состоянием эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности учащихся.

Анализ исследования ученных по коррекции психофизического состояния учащихся старшего школьного возраста с задержкой психического развития средствами физической культуры:

Исследование посвящено проблеме психофизического состояния учащихся старшего школьного возраста с ЗПР. С детьми с таким видом отклонения необходимо применять разнообразные двигательные действия, способствующие развитию координационных способностей, так как они играют важную роль в улучшение психофизического состояния данных учащихся.
Главным средством являются физические упражнения, которые способствуют повышению мышечного тонуса, развитию психофизических особенностей, а также улучшению всех физических качеств. Доказано, что физические упражнения эффективны в том случае, когда в них присутствуют определённая сложность, новизна, нагрузка в соответствии с состоянием ребенка с задержкой психического развития.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние средств физической культуры на коррекцию психофизического состояния учащихся старшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В исследовании приняли 40 подросток с 13 до 16 лет с задержкой психического развития психогенного происхождения Были сформированы экспериментальные и контрольные группы. В процессе эксперимента определялись уровни психофизических показателей учащихся старшего школьного возраста с ЗПР, а также разрабатывались средства физической культуры для их коррекции.

Исследования проводились с помощью компьютерных программ «Исследование временных и пространственных свойств человека». Были проведены тесты на время реакции на свет, на звук; определение времени реакции на движущий объект, реакции выбора; определение длительности индивидуальной минуты; оценка угловой скорости движения; световой стимул; узнавание предъявляемых оценок. Общий уровень психофизического состояния учащихся старшего школьного возраста с ЗПР находятся на низком уровне. Это означает, что у них плохо развиты координационные способности. На основе полученных результатов ученые подобрали средства физической культуры и применили их в коррекции психофизического состояния учащихся старшего школьного возраста с ЗПР на уроках физической культуры.

Комплекс специальных упражнений был составлен в соответствии с разделами:
−Гимнастика: ОРУ без предмета для улучшения простой зрительной и слуховой сенсомоторной реакции; комплекс в сомкнутых колоннах и шеренгах для формирования чувства ритма, зрительной и слуховой памяти; комплекс ОРУ со скакалкой, направленный на развитие сложной сенсомоторной реакции.
−Спортивные игры: волейбол — передвижение и передача волейбольного мяча сверху и снизу. Подачи волейбольного мяча сверху, специальные упражнения способствующие развитию восприятия расстояния; атакующие удары волейбольным мячом. Баскетбол — передачи мяча в парах. Специальные упражнения, способствующие развитию восприятия индивидуального времени, а также скорости движения объекта; ведение баскетбольного мяча.Упражнения, способствующие развитию зрительной и слуховой памяти, а также темпа и ритма- броски баскетбольного мяча в кольцо.

Легкая атлетика: бег на короткие дистанции, способствующие развитию сложной сенсомоторной реакции. Беговые упражнения с высокого старта, способствующие определению точности восприятия расстояния; упражнения способствующие определению точности восприятия расстояния.
Особенность данного этапа в том, что все упражнения применяются на развитие координационных способностей и способны корректировать согласованность движений, восприятие пространства и времени, равновесия, ритмичности движений, а также простой и сложной реакции на свет и звук.

После применения средств физической культуры у учащихся экспериментальной группы произошли улучшения в простой и сложной сенсомоторной реакции; воспроизведение длительности временного интервала. Из вышеприведенных результатов следует, что при помощи специальных упражнений, которые выполнялись совместно с показом, рассказом и игровым методом, у учеников старшего школьного возраста с ЗПР улучшились показатели: внимание, чувство ритма, согласованность движений, чувство равновесия, реакция на свет и звук, а также восприятие расстояния. Это означает, что у них преобладает хорошая произвольная реакция, а также устойчивые индивидуальные особенности, величина которых имеет большое значение при стартовом сигнале, а также улучшилась реакция на упреждение события, сила которой зависит от скорости движения объекта

Вывод: в процессе исследования были определены уровни психофизического состояния учащихся старшего школьного возраста с ЗПР. В начале эксперимента низкие результаты зафиксированы в простой и сложной сенсомоторной реакции, где необходимо было реагировать на звуковые и световые сигналы. Отрицательные результаты также были при восприятии расстоянии и времени. На начальном этапе уровень психофизического состояния был низким как в обеих группах. Это означало, что у учащихся отмечалась слабая направленность внимания и восприятия. На основе результатов начального этапа ученные внедрили средства физической культуры для коррекция психофизического состояния учащихся старшего школьного возраста с ЗПР. На заключительном этапе уровень психофизического состояния учеников экспериментальной группы показал достоверность результатов, что подтвердило эффективность исследования.

Заключение. На уроках физической культуры необходимо применять разнообразные двигательные действия, подбирать разнообразные упражнения на коррекцию согласованности движений, восприятия пространства и времени, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений, а также простой и сложной реакции на свет и звук. Физические упражнения приводят в норму двигательную активность, зрительную и слуховую реакцию, а также способы корректировать и компенсировать нарушенные функции. В случаях тяжелой задержки психического развития для них должны быть созданы специальные условия обучения. Задача коррекционной работы на уроках физической культуры состоит в том, чтобы помочь детям с ЗПР с помощью упражнений улучшить психофизическое состояние. Доказано, что упражнения эффективны в том случае, когда в них присутствует сложность, новизна, нагрузка в соответствии с состоянием ребенка с задержкой психического развития.

Список используемой литературы:

1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Уч.пособие.— М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.136 с.
2.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие.-М.:Гном-Пресс, 2002-64 с.
3.Гудкова, Татьяна Викторовна. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Но-восиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск : НГПУ, 2007. — 188 с. — Библиогр.: с. 183-185. — Сло-варь: с. 174-182.
4.Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]: науч.-практ рук / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004. – 345с.
5.Микляева. Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития; уч.пособие для среднего профессионального образования.-Москва: Издательство Юрайт, 2019-236с.
6.Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития : научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 352 с. : ил., табл. — (Детская психология и психотерапия). — Библиогр.: с. 340-346.
7.Психология задержки психического развития: учебное пособие /Л.В.Шипова.- Саратов, 2018.-86 с.
8.Толмачева Г.А. формирование готовности учителей к обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе: монография/ Г.А.Толмачева; Ряз. Гос, ун-т им. С.А.Есенина.-Разянь,2006.-100 с.
9.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В.Фадина.- Балашов: «Николаев», 2004.-68 с.
10.Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» № 8-2017.

Обязательно к прочтению!!!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.

Добавить комментарий